Положение
о портфолио
обучающихся по ФГОС
в муниципальном
бюджетном общеобразовательном учреждении
средней общеобразовательной школе № 49
1.1. Настоящее положение разработано в рамках перехода
на ФГОС начального общего образования второго поколения и определяет порядок формирования и
использования портфолио как способа накопления и оценки индивидуальных
достижений ребенка в период его обучения в начальных классах.
1.2. Портфолио является способом фиксирования, накопления и
оценки работ, учебных и образовательных результатах учащихся за определенный
период времени.
1.3.Портфолио позволяет учитывать результаты в
разнообразных видах деятельности: учебной и образовательной.
1.4. Портфолио учащегося – это комплекс документов,
представляющих совокупность рефлексивных карт, текстов, грамот, сертификатов
индивидуальных учебных и образовательных достижений, выполняющих роль
индивидуальной накопительной оценки.
1.5. Портфолио служит для сбора информации о продвижении
обучающегося в учебной деятельности, для оценки достижения планируемых
результатов освоения основной образовательной программы начального образования,
отвечающих требованиям стандарта к основным результатам начального образования,
для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую
ступень обучения.
2. Цели и задачи
составления Портфолио.
2.1.Цель портфолио – систематизация и фиксирование учебных
и образовательных достижений ребенка для формирования комплексной оценки.
2.2. Основными
задачами составления Портфолио являются:
-
поддерживать и поощрять высокую учебную
мотивацию обучающихся;
- поощрять
их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и
самообучения;
- развивать
навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности
учащихся;
-
отслеживать формирование исследовательских, коммуникативных, регулятивных и
личностных действий с учетом возрастных особенностей развития младшего
школьника;
-формировать
предпосылки развития рефлексивных умений;
-
закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной
социализации;
- укреплять
взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей
(законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной
педагогической деятельности со школой;
-
формировать активную позицию учащегося через проявление инициативы, собственной
позиции.
2.3. Портфолио реализует следующие функции образовательного процесса:
Диагностическую:
фиксируются учебные достижения (темп чтения, скорость письма, среднее
количество ошибок) и образовательные (отражение активности ребенка в виде
участия в мероприятиях и событиях социума) за определенный период
времени.
Целеполагания:
поддерживает образовательные цели.
Мотивационную:
стимулирование, педагогов и родителей к совместной деятельности по достижению
положительных результатов.
Содержательную:
максимально раскрывает возможности ребенка через совместный анализ его
достижений.
Развивающую:
обеспечивает наращивание умений анализа рефлексии учебных и образовательных
достижений от класса к лассу.
Рейтинговую:
показывает диапазон и уровень сформированности развития навыков и умений
учащихся за определенный временной период.
3.
Структура и содержание Портфолио ученика.
3.1.
Портфолио достижений ученика формируется из следующих разделов:
- титульный
лист, который содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, учебное
заведение, класс, контактную информацию и фото ученика (по желанию родителей и
ученика);
-«Мой
портрет» (информация об учащемся на усмотрение класса, ребенка);
- «Мой класс» (информация о классе:друзья,
интересные события и т.д.);
- «Я -ученик» (предметные результаты);
- «Учимся
взаимодействовать» (метапредметные умения);
- «Свободная
страница»(заполняется самым ребенком в свободной форме).
3.2. «Портфолио работ» - включает в себя выборку детских работ — формальных и
творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым
предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий,
реализуемых в рамках образовательной программы образовательного
учреждения.
3.2.1.
Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и
итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.
3.2.2.
Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность
демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение
более высоких уровней формируемых учебных действий.
3.3. Информация о достигаемых обучающимся
образовательных результатов должна быть представлена только в форме, не представляющей угрозы
личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.
3.4. «Портфолио отзывов» включает:
-
систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и
листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсальными учебными
действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли
учителя-предметника, и в роли классного руководителя), иные
учителя-предметники, школьный психолог и
другие непосредственные участники образовательного процесса;
-
характеристики отношения ученика к различным видам деятельности, представленные
учителями, родителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками,
представителями общественности (тексты
заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.);
-
анализ самим школьником своей деятельности.
3.5. В «Портфолио достижений, документов»
входят сертифицированные (документированные) индивидуальные достижения
школьника: копии документов об участии в олимпиадах, конкурсах, спортивных
соревнованиях и других мероприятиях (копии грамот, свидетельств, сертификатов и
т.п.).
3.6.
Совокупность этих материалов должна давать
достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление - как
в целом, так и по отдельным аспектам, — об основных достижениях конкретного
ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в
начальной школе.
3.7.
Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в
целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных
результатов начального общего образования, закреплённых в федеральном
государственном образовательном Стандарте.
4. Порядок
формирования портфолио
4.1. Портфолио ученика начальных
классов является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс
средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
4.2. Период
составления портфолио – 1-4 года (1-4 классы начальной школы). Портфолио
оформляется в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях и/или в
электронном виде.
4.3.
Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое
заполнение и знакомство родителей (законных представителей), администрации
школы с его содержанием возлагается на классного руководителя.
4.4.
Портфолио хранится в классной комнате школы в течение всего времени пребывания
ребенка в начальной школе. При переводе ребенка в другое образовательное
учреждение портфолио выдается на руки родителям (законным представителям)
вместе с личным делом (медицинской картой) ребенка.
4.5. В
формировании Портфолио участвуют: учащиеся, классные руководители,
учителя-предметники, администрация школы, родители (законные представители).
4.6.
Учащиеся с помощью учителя и родителей заполняют страницы портфолио, соблюдая
систематичность, регулярность, аккуратность заполнения, наглядность.
4.7.
Содержание портфолио может быть представлено на родительских собраниях,
классных часах, конференциях.
4.8. Учащийся имеет право включать в
портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его
индивидуальности.
По необходимости, работа учащихся с портфолио сопровождается помощью
взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной
работы которых устанавливается отношения партнерства, сотрудничества.
4.8.
Классный руководитель:
- Оказывает помощь учащимся в
процессе формирования Портфолио;
- Проводит информационную,
консультативную, диагностическую работу с учащимися и их родителями по
формированию Портфолио;
- Организует не реже одного раза в
четверть «Час портфолио»;
- Осуществляет контроль за
наполняемостью и правильностью заполнения Портфолио.
4.9.
Администрация школы:
- Разрабатывает и утверждает
нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение Портфолио;
- Создает условия для мотивации
педагогов к работе по новой системе оценивания;
- Осуществляет общее руководство
деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в
практике работы образовательного учреждения;
- Организует работу по реализации в
практике работы школы технологии Портфолио,
как метода оценивания индивидуальных достижений обучающихся;
- Организует обсуждение по результатам формирования
портфолио, организует совместное обсуждение критериев эффективности реализации портфолио,
проводит экспертизу портфолио по классам, знакомит педагогический коллектив с
результатами экспертирования.
5. Презентация
Портфолио учащихся начальной школы.
5.1. Учащийся может представлять
содержание своего Портфолио на классном собрании, на родительском собрании, на
педагогическом совете.
5.2. Презентация Портфолио
обучающихся может проходить в форме выставок Портфолио.
5.3. На презентацию учащийся выходит
с кратким устным комментарием по содержанию Портфолио.
6. Подведение итогов работы.
6.1. Анализ, интерпретация и оценка
отдельных составляющих Портфолио и Портфолио в целом ведутся с позиций
достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального образования, отвечающих требованиям
стандарта к основным результатам начального образования, для подготовки
карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения.
6.2. Оценка как отдельных
составляющих Портфолио, так и Портфолио в целом ведется на критериальной основе
с применением уровневого подхода к построению измерителей и представлению
результатов.
6.3. Анализ Портфолио и исчисление
итоговой оценки проводится классным руководителем.
Критерии оценки отдельных
составляющих Портфолио могут полностью соответствовать рекомендуемым или могут
быть адаптированы классным руководителем
применительно к особенностям образовательной программы и контингента учащихся.
6.6.
По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе
материалов портфолио, в характеристике выпускника начальной школы делаются
выводы о:
- сформированности у учащегося
универсальных и предметных способов действий, а так же опорной системы знаний,
обеспечивающих ему возможность продолжения образования на ступени основного
общего образования;
- сформированности основ умения учиться,
понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- индивидуальном прогрессе в основных
сферах развития личности: мотивационно-смысловой, познавательной,
эмоциональной, волевой, саморегуляции.
6.7. По результатам оценки портфолио
учащихся может проводиться годовой
образовательный рейтинг, выявляться
обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели,
школе. Победители поощряются.
Комментариев нет:
Отправить комментарий