О портфолио

Положение
о портфолио обучающихся по ФГОС
в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
средней  общеобразовательной  школе № 49
1.1. Настоящее положение разработано в рамках перехода на ФГОС начального общего образования второго поколения  и определяет порядок формирования и использования портфолио как способа накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в период его обучения в начальных классах.
1.2. Портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки работ, учебных и образовательных результатах учащихся за определенный период времени.
1.3.Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной и образовательной.
1.4. Портфолио учащегося – это комплекс документов, представляющих совокупность рефлексивных карт, текстов, грамот, сертификатов индивидуальных учебных и образовательных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки.
1.5.  Портфолио служит для сбора информации о продвижении обучающегося в учебной деятельности, для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам начального образования, для подготовки  карты представления ученика при  переходе на вторую ступень обучения.
     2. Цели и задачи составления Портфолио.
2.1.Цель портфолио – систематизация и фиксирование учебных и образовательных достижений ребенка для формирования комплексной оценки.
2.2. Основными задачами составления Портфолио являются:
- поддерживать и поощрять  высокую учебную мотивацию обучающихся;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;
- отслеживать формирование исследовательских, коммуникативных, регулятивных и личностных действий с учетом возрастных особенностей развития младшего школьника;
-формировать предпосылки развития рефлексивных умений;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
- укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой;
- формировать активную позицию учащегося через проявление инициативы, собственной позиции.
2.3. Портфолио реализует  следующие функции образовательного процесса:
Диагностическую: фиксируются учебные достижения (темп чтения, скорость письма, среднее количество ошибок) и образовательные (отражение активности ребенка в виде участия в мероприятиях и событиях социума) за определенный период
времени.
Целеполагания: поддерживает образовательные цели.
Мотивационную: стимулирование, педагогов и родителей к совместной деятельности по достижению положительных результатов.
Содержательную: максимально раскрывает возможности ребенка через совместный анализ его достижений.
Развивающую: обеспечивает наращивание умений анализа рефлексии учебных и образовательных достижений от класса к лассу.
Рейтинговую: показывает диапазон и уровень сформированности развития навыков и умений учащихся за определенный временной период.
          3. Структура и содержание Портфолио ученика.
3.1. Портфолио достижений ученика формируется из следующих разделов:
- титульный лист, который содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс, контактную информацию и фото ученика (по желанию родителей и ученика);
-«Мой портрет» (информация об учащемся на усмотрение класса, ребенка);
-  «Мой класс» (информация о классе:друзья, интересные события и т.д.);
-  «Я -ученик» (предметные результаты);
- «Учимся взаимодействовать» (метапредметные умения);
- «Свободная страница»(заполняется самым ребенком в свободной форме).
3.2.   «Портфолио работ» - включает в себя выборку детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы образовательного учреждения.
3.2.1. Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.
3.2.2. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
3.3. Информация о достигаемых обучающимся образовательных результатов должна быть представлена  только в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.
 3.4. «Портфолио отзывов»   включает:
- систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя-предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя-предметники, школьный психолог  и другие непосредственные участники образовательного процесса;
- характеристики отношения ученика к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, представителями общественности  (тексты заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.);
- анализ самим  школьником  своей деятельности.
3.5. В «Портфолио достижений, документов» входят сертифицированные (документированные) индивидуальные достижения школьника: копии документов об участии в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях и других мероприятиях (копии грамот, свидетельств, сертификатов и т.п.).
3.6. Совокупность этих материалов должна давать  достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление - как в целом, так и по отдельным аспектам, — об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в начальной школе.
3.7. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего образования, закреплённых в  федеральном  государственном образовательном Стандарте.
4. Порядок формирования портфолио
4.1. Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
4.2. Период составления портфолио – 1-4 года (1-4 классы начальной школы). Портфолио оформляется в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях и/или в электронном виде.
4.3. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое заполнение и знакомство родителей (законных представителей), администрации школы с его содержанием возлагается на классного руководителя.
4.4. Портфолио хранится в классной комнате школы в течение всего времени пребывания ребенка в начальной школе. При переводе ребенка в другое образовательное учреждение портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом (медицинской картой) ребенка.
4.5. В формировании Портфолио участвуют: учащиеся, классные руководители, учителя-предметники, администрация школы, родители (законные представители).
4.6. Учащиеся с помощью учителя и родителей заполняют страницы портфолио, соблюдая систематичность, регулярность, аккуратность заполнения, наглядность.
4.7. Содержание портфолио может быть представлено на родительских собраниях, классных часах, конференциях.
4.8. Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности.
     По необходимости, работа учащихся с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых устанавливается отношения партнерства, сотрудничества. 
4.8. Классный руководитель:
- Оказывает помощь учащимся в процессе формирования Портфолио;
- Проводит информационную, консультативную, диагностическую работу с учащимися и их родителями по формированию Портфолио;
- Организует не реже одного раза в четверть «Час портфолио»;
- Осуществляет контроль за наполняемостью и правильностью заполнения Портфолио.
4.9. Администрация  школы:
- Разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение Портфолио;
- Создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания;
- Осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в практике работы образовательного учреждения;
- Организует работу по реализации в практике работы школы технологии Портфолио,  как метода оценивания индивидуальных достижений обучающихся;
- Организует обсуждение по результатам формирования портфолио, организует совместное обсуждение критериев эффективности реализации портфолио, проводит экспертизу портфолио по классам, знакомит педагогический коллектив с результатами экспертирования.
5. Презентация Портфолио учащихся начальной школы.
5.1. Учащийся может представлять содержание своего Портфолио на классном собрании, на родительском собрании, на педагогическом совете.
5.2. Презентация Портфолио обучающихся может проходить в форме выставок Портфолио.
5.3. На презентацию учащийся выходит с кратким устным комментарием по содержанию Портфолио.
 6. Подведение итогов работы.
6.1. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих Портфолио и Портфолио в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам начального образования, для подготовки  карты представления ученика при  переходе на вторую ступень обучения.
6.2. Оценка как отдельных составляющих Портфолио, так и Портфолио в целом ведется на критериальной основе с применением уровневого подхода к построению измерителей и представлению результатов.
6.3. Анализ Портфолио и исчисление итоговой оценки проводится классным руководителем.
Критерии оценки отдельных составляющих Портфолио могут полностью соответствовать рекомендуемым или могут быть адаптированы  классным руководителем применительно к особенностям образовательной программы и контингента учащихся.
6.6.  По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, в характеристике выпускника начальной школы делаются выводы о:
- сформированности у учащегося универсальных и предметных способов действий, а так же опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на ступени основного общего образования;
- сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности: мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции.

6.7. По результатам оценки портфолио учащихся  может проводиться годовой образовательный рейтинг, выявляться  обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе. Победители поощряются.

Комментариев нет:

Отправить комментарий